Особенности грузоперевозок из Турции в 2024 году в РФ ”под ключ"

В настоящее время полноценно описать двусторонние торгово-экономические отношения Турции и России довольно сложно, в 2024 году они стали более нестабильными в связи с опасением турецких банков попадания в списки вторичных санкций США за совершение платежных операций с агентами из России. Ужесточение турецкими банками требований к юридическим и физическим лицам из России в конце 2023 года привело к снижению объема торговли между Россией и Турцией. При этом система грузоперевозок товаров из Турции в РФ не дала сбой, и в целом продолжает довольно исправно функционировать.

Как и прежде, наиболее востребованным путем транспортного сообщения России  с Турцией являются морские перевозки, что обусловлено рядом факторов, одним из которых является географическое положение двух стран. Так, граница через Черное море создает комфортные условия для формирования логистических маршрутов. Стоит отметить, что перевозки авиатранспортом также являются сильным звеном логистики Турции, чего нельзя сказать о железнодорожных путях, выступающих в качестве ограничителей. В логистике между Турцией и Россией традиционно довольно широко развиты автомобильные перевозки.

Основные маршруты автомобильных перевозок между Турцией и РФ следующие:

  • Маршрут через Грузию (МАПП «Верхний Ларс»). Данный маршрут имеет ограничения по своей пропускной способности, а также «санкционным» грузам, которые не пропускает грузинская сторона.
  • Маршрут через Иран и Азербайджан (МАПП Яраг-Казмаляр, Тагиркент-Казмаляр). Данный маршрут проходит по территориям 2 транзитных государств, соответственно, повышаются риски таможенного контроля и задержек на международных пограничных пунктах пропуска. На данном маршруте имеются повышенные риски хищения, а также повреждения грузов в пути.   
  • Морские паромы из Амбарли/Самсуна до Новороссийска/Туапсе. Данный маршрут имеет наименьшие транзитные сроки доставки и практически не имеет существенных ограничений, кроме непредсказуемых сроков ожидания в очередях при погрузке транспортных средств на паромы.

Новые точки для роста в сфере международной торговли предлагают ВЭД–операторы услуги ВЭД, сотрудничество с которыми позволяет осуществлять поставки из разных стран, снижая риски, благодаря модели, по которой различные товары (в том числе 84, 85, 90 товарных групп ТН ВЭД ЕАЭС) в форме реэкспорта (либо транзита) следуют в Россию через Турецкую Республику.

На данный момент множество компаний осуществляют грузоперевозки товаров из Турции, однако далеко не все из них используют удобные маршруты и оптимальные модели логистики.

Подводя итог, можно сказать, что даже в условиях жесткой антироссийской санкционной политики недружественных стран, внешнеторговые отношения России и Турции в конце первого квартала 2024 года снова выходят на уровень 2023 года. Выбрав правильную стратегию работы, а также надёжного партнёра (экспедитора, ВЭД-оператора), можно сохранить конкурентоспособность на рынке и продолжать импорт турецких товаров из Турции, а также при необходимости ввозить через территорию Турции товары третьих стран.